Йога и аюрведа

Заочный курс для практиков и преподавателей йоги


Йога и аюрведа – родственные науки. Их цель – исцеление, единение и преобразование на всех уровнях нашего существования. Обе базируются на одной и той же философии и используют одни и те же понятия. Традиционная аюрведа занимается изучением (чикитса) тела и ума. Tрадиционная йога занимается их дальнейшим развитием и самореализацией (садхана). Традиционно они преподавались совместно, часто одними и теми же учителями (риши). Только в последнее время и, в частности, на Западе, их естественная связь прервалась. Цель курса – вновь воссоединить эти две великие традиции и предоставить возможность изучить традиционную модель йога-терапии, основанную на аюрведе.


Цели и задачи курса

По изначальному замыслу данный курс обеспечивает дополнительную подготовку для студентов, которые уже окончили курс аюрведического целительства (или другой подобный курс) и пожелали в дальнейшем специализироваться на йоге и аюрведе, включая йога-терапию, аюрведическую психологию и духовные аспекты аюрведы и веданты. Этот курс также будет очень пролезен для практиков и учителей йоги.

Цель данного курса – дать углубленные познания в области йоги и аюрведы в широком смысле обоих терминов. Йога в широком смысле, или классическая йога, называется аштанга-йогой и состоит из восьми ступеней: начиная с ямы и ниямы и заканчивая дхараной, дхьяной и самадхи. Аюрведа в широком смысле, или классическая аюрведа, называется панча-коша-аюрведой и предназначена для пяти кош (оболочек): от физической до духовной. Такой целостный подход к йоге глубже и шире, чем привычное на Западе выполнение йогических асан в разных стилях (среди них встречается аштанга-йога как стиль практики асан, который не следует смешивать с классической системой йоги). Такой подход к аюрведе глубже и шире, чем современная аллопатическая аюрведа, преподаваемая во многих индийских школах и предлагаемая на аюрведических курортах или в лечебницах при отелях. Этот курс содержит множество важных сведений по практике асан в трех специальных уроках, а также отдельные замечания в других уроках, так что асанам уделяется достаточно внимания. Однако здесь асана не выделяется из целостной системы классической йоги и не превращается в основной предмет расмотрения. На протяжении курса раскрываются все ключевые аспекты традиционной йоги в соотношении с аюрведой, среди которых асана выступает значимой, но не единственной и не главной составляющей.

Данный курс рассчитан на следующие категории студентов:

  • студенты, изучающие аюрведу и стремящиеся полностью использовать систему йоги с позиций аюрведы;
  • студенты, изучающие аюрведу и стремящиеся получить больше сведений об аюрведической психологии, которая во многом базируется на философии и психологии йоги;
  • студенты, изучающие йогу, или инструкторы по йоге, стремящиеся изучить аюрведические аспекты йоги в более широком ведическом контексте;
  • студенты, стремящиеся узнать, как веданта, особенно адвайта-веданта (ее недвойственная форма), используется в йогическом и аюрведическом подходах.

Главные задачи курса состоят в следующем:

  • дать возможность студентам курса аюрведического целительства продолжить изучение предмета, значительно расширить и углубить свои знания;
  • предоставить специфичную информацию по йоге и аюрведе;
  • познакомить с использованием йогических средств, включая мантры, пранаямы, пратьяхару и асаны на терапевтическом уровне;
  • предоставить специфичную информацию по веданте и медитации;
  • предостваить специфичную информацию по аюрведической психологии;
  • изучить систему йоги в более широком контексте, включая аюрведу и веданту;
  • устранить распространенные на Западе предрассудки о йоге, аюрведе и йога-терапии;
  • привить студентам основы знаний для проведения аюрведической йога-терапии;
  • обеспечить студентов основными познаниями и средствами для осуществления духовной практики йоги, ведущей к самореализации.


Предназначение курса

Данный курс предназначен для того, чтобы преподать йогу и аюрведу в таком ракурсе, который одновременно сохраняет принадлежность традиции и доступен современным людям в нынешних обстоятельствах. Отсюда вытекают следующие подходы.

Интегральный подход, сочетающий йогу, веданту, аюрведу и ведические науки и преобразующий теоретические знания в подробные практические руководства.
Традиционный подход с опорой в большей мере на классические тексты, чем на современные западные теории, который предполагает искоренение имеющихся предрассудков о древних учениях.
Изучение важных классических текстов, таких как "Йога-сутры", "Бхагавад-гита" и "Хатха-йога-прадипика", знание которых необходимо каждому, кто серьезно изучает йогу. Здесь они рассматриваются преимущественно с позиции ведических наук, главным образом аюрведы.

Обратите внимание, что такая ориентация курса, равно как и сама сущность истинной йоги, требует духовного подхода к предмету изучения. А значит, для получения пользы от содержания курса студент должен следовать духовному, или дхармическому, образу жизни. Подобная традиционная направленность носит не просто медицинский или психологический характер, хотя и включает в себя эти факторы, но распространяется на ментальный и духовный уровни. Здесь мы следуем йогическому и аюрведическому правилу, согласно которому внутренние факторы всегда важнее для здоровья и счастья, чем внешние.


Начальные требования

Вам нужно обладать познаниями в аюрведе и отдельными сведениями о йоге. Вы должны владеть основными аюрведическими терминами в областях анатомии и физиологии, такими как доши, субдоши, дхату, малы, шроты, ама и агни. Вы должны владеть главными принципами аюрведического определения конституции (пракрити парикша), заболевания (викрити парикша) и хотя бы основными методами лечения (шамана и шодхана, бримхана и лангхана), включая использование энергии пищи и трав. Полезно иметь некоторые познания в санскрите, по крайней мере выучить алфавит, или постараться приобрести эти знания в течение курса. Это особенно важно для правильного произношения мантр. В области йоги вы должны знать восемь ступеней йоги, чакры, общие взаимосвязи между йогой и аюрведой. Хорошо, если вы уже практикуете один из духовных путей йоги. Это поможет вам работать со многими учениями в процессе личной практики.


Аттестация и дальнейшее обучение

Окончившим данный курс засчитывается 300 часов учебного времени, затраченного на изучение йоги и аюрведы в Американском институте ведических знаний. Они могут быть добавлены к 300 часам курса аюрведического целительства. На Западе нет стандартного количества часов для прохождения программ по йоге и аюрведе. Однако эти часы признаются другими, связанными с нами организациями.
Данный курс обеспечивает хорошую подготовку в традиционной йога-терапии. Тем не менее, это не означает автоматического присвоения студенту звания терапевта в йоге и аюрведе, для которого требуется пройти практику и индивидуальное обучение, а не просто дистанционный курс. Для тех, кто желает этого, данный курс может быть совмещен с дополнительным обучением. В таком случае изучение йоги и аюрведы представляет собой трехступенчатый процесс.

  1. Получение основных знаний по аюрведе в ходе изучения курса аюрведического целительства, включая те аспекты йоги и аюрведы, которые входят в обычные программы аюрведической подготовки.
  2. Изучение содержания данного углублённого курса по йоге и аюрведе.
  3. Практика по специальности и непосредственное обучение у учителей йоги и аюрведы, включающее освоение не только асан, но и пранаям, мантр, ритуалов и техник медитации по разработаным усложненным и индивидуальным программам.


Обратите внимание, что если вы стремитесь стать только учителем аюрведических асан, материал данного курса может вам показаться излишне обширным. Асаны лучше изучать под прямым руководством учителя или на групповых занятиях. И все же более глубокий и широкий подход к йоге и аюрведе, который вы можете освоить с помощью данного курса, будет вам крайне полезен даже в том случае, если вы специализируетесь на асанах. Данный курс обеспечивает более содержательное, глубокое и широкое изучение йоги и аюрведы, чем большинство программ по подготовке учителей аюрведических асан. Согласно нашему подходу к йоге и аюрведе, настоящий аюрведический йога-терапевт – это не просто инструктор по асанам, а специалист, который обладает определенными познаниями в аюрведических эффектах выполнения асан. Настоящий аюрведический йога-терапевт разбирается в аюрведическом применении всех аспектов йоги – от асаны до пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи.


Автор учебной программы

Автором курса является д-р Дэвид Фроули (Пандит Вамадэва Шастри) (подробная информация по ссылке), один из самых известных и признанных исследователей Вед на Западе. Научная школа, которую возглавляет д-р Фроули, стремится адаптировать аюрведу к реальностям современного западного мира без утраты духовной целостности этой науки. Книги и учебники д-ра Фроули по аюрведе и другим областям ведических знаний на сегодня являются самыми печатаемыми и доступными источниками информации по предмету и поэтому широко используются в курсе. Д-р Фроули преподает аюрведу с учетом современных взглядов на питание человека, учит применять не только традиционные индийские, но и западные травы, пропагандирует йогу, медитацию и духовное видение Жизни, основанное на древних ведических текстах.
Давид Фроули работал и преподавал вместе со многими знатоками и практиками аюрведы, среди которых Дипак Чопра, Васант Лад, Сунил Джоши, Субхаш Ранаде, Авинаш Леле, Дэвид Саймон, Джон Дуллар, Атрейя Смит, Майкл Тьерра и Эдвард Тарабильда. Заслуги д-ра Фроули перед аюрведой признаны Американской национальной ассоциацией аюрведической медицины (National Ayurvedic Medical Association of the United States, NAMA). Его труды получили признание не только на Западе, но и в Индии; его книги переводятся на многие европейские языки.

Перевод с английского – Мария Николаева.


Программа курса

Часть I. Традиционные тексты и учения

Раздел 1. Введение и основы

  • Предназначение курса
  • Аюрведа и йога-терапия: общий обзор
  • Йогическая дхарма и ведическое знание
  • Духовные и космологические основы
  • Гуны и элементы как показатели духовного и психологического состояния

Раздел 2. Классическая йога с позиций аюрведы

  • Обзор великой системы йоги
  • Руководство по изучению "Йога-сутр"
  • "Бхагавадгита" и Упанишады
  • "Хатха-йога-прадипика"

Часть II. Аюрведическое применение раджа-йоги

Раздел 3. Терапевтическое применение практики йоги

  • Аюрведическое применение асаны:
        - асана и саттва-гуна
        - структура и доши
        - энергетика практики асан
  • Прана и пранаяма:
        - энергетика
        - роль пяти пран
  • Пратьяхара: интериоризация энергии
  • Дхарана: терапевтическая польза сосредоточения и внимания
  • Дхьяна, или медитация, как терапия
  • Самадхи: единое сознание

Раздел 4. Аюрведическая и ведическая йога

  • Йога аюрведы: космическое происхождение
  • Агни-аюрведа
  • Агни-йога
  • Огонь самореализации
  • Ведическое посвящение в духовное сердце

Раздел 5. Высшие методы лечения и практики

  • Мантра: общий обзор
  • Мантра-терапия: первичное звучание
  • Марма-терапия
  • Йога преданности (бхакти-йога)
  • Карма-йога
  • Целительные энергии тантры
  • Кундалини и чакры
  • Практика смараны: важность памятования
  • Адвайта-веданта: высшее учение йоги и аюрведы

Приложения:

  • Традиции и учения
  • Словарь терминов
  • Библиография
  • Ключ к произнесению санскритских звуков


Формат курса

Курс представлен в виде двух буклетов, которые передаются учащемуся единовременно. Каждый буклет издан на листах размера А4 (21х28 см), переплетенных спиралью.
Объем текста (в трех буклетах) – около 150 тыс. слов, или 350 страниц формата А4.