30.01.2012 | пишет Вадим Попов

Алтай-2004

Катунь, капалабхати и три кураги

Отчет начинающего «йожика» из Москвы об алтайском походе - 2004

Этим летом мне повезло дважды. Во-первых, я побывала в Горном Алтае. Во-вторых, это был не простой турпоход, а семинар по хатха-йоге. Объявление о столь привлекательном для каждого посвященного мероприятии я обнаружила на одном «йогическом» форуме. Недолго раздумывая, списалась с организаторами, и в августе мы с подругой Таней отправились на две недели к подножию Белухи. Надо сказать, что подруга до этого путешествия ни в какие походы не ходила и про йогу слышала краем уха, а за моими плечами был опыт трех месяцев занятий в группе для начинающих и множества краткосрочных туристических вылазок, преимущественно в Крым. Что такое многодневный поход по горам с рюкзаками, нам предстояло ощутить на собственных спинах.

Место без суеты

Из Москвы до Барнаула лететь три с половиной часа. Если брать билеты заранее, можно существенно сэкономить. Еще дешевле ехать на поезде, который идет двое с половиной суток. Истинные любители приключений могут добраться до цели практически бесплатно, то есть автостопом, как сделал это автор одного известного московского издания, по совместительству йог со стажем и анархист, встреченный нами на горной тропинке. Увлекательное путешествие Москва-Барнаул заняло у него 6 дней.

Дороги к главной алтайской горе Белухе начинаются от поселка Тюнгур. От столицы Алтайского края до Тюнгура примерно 750 километров. Мы ехали на автобусе 15 часов, с остановками для закупки продовольствия. Проносящиеся за окнами пейзажи лично у меня вызвали воспоминания о читанных в детстве эпосах народов мира, уральских сказах Бажова и о путешествиях Кастанеды с доном Хуаном. Бескрайние просторы, горы, редкие поселения, и ни одной живой души на многие километры. Идеальное пространство для духовных практик.

Красота алтайской природы поражает воображение и радует глаз. Куда ни глянь, сплошь простор и величие: синие горы со снежниками, пронзительное лазурное небо, альпийские луга, каменные осыпи, бирюзовые озера, быстрые горные речки, кедровые леса и - свобода дышать, столь милая сердцу замученного автомобильными выхлопами и потным метрополитеном жителя большого города.

Нетрудно догадаться, что Алтай - особое место для всякого, кто считает себя близким к эзотерическому или стремится самосовершенствоваться. Здешние горы богаты «местами силы», поэтому для йогов Алтай - что дом родной. Есть мнение, что главная алтайская гора Белуха и вершины Тибета образовались в результате единого геологического процесса, а кое-кто даже считает Белуху будущей Северной Шамбалой - страной, где обитает вечная мудрость. Отчего алтайские горы обладают такой загадочной притягательностью? Дело не только в том, что они удивительно красивы - в подобных местах меняется восприятие тела. В горах вектор силы тяжести направлен иначе, чем на равнине, и возникает что-то вроде «гравитационной щетки», что может даже с непривычки встревожить человека мнительного. Об этом мне рассказали наши «гуру» и организаторы «йогических» путешествий Костя и Вадим, кстати, геологи по образованию. К тому же, в алтайских горах не исключены различные явления мистического толка. По местным поверьям, вас повсюду окружают земные духи-кермесы, как добрые, так и зловредные. Чтобы не потревожить духов, надо вести себя прилично: в горах и в лесу не орать, траву не рвать, мусор в речку не бросать. В противном случае дух может разгневаться и наказать нечестивца: например, нашлет внезапный дождь или град. У алтайцев принято делать духам разные подношения: на вершинах гор и на перевалах они строят пирамиды из камней, чтобы оградить себя от возможных злоключений. К нам кермесы были благосклонны - первый и единственный дождь застал нас на обратном пути в кустах малины. Обрадовавшись ежедневному солнцу, некоторые стремились избавиться от взятых с собой на случай непогоды резиновых сапог, чтобы облегчить рюкзаки. Но обольщаться на этот счет не стоит - на Алтае бывает всякое. К примеру, сразу после нашего отъезда в долине Ярлу, где оставалась часть группы, выпал снег, под тяжестью которого рухнула самая большая палатка на семь человек. Как сказал по этому поводу один молодой человек, «на Алтае приятно перезимовать лето».

Капалабхати и чай с перцем

Бодрящие особенности континентального климата мы начали осознавать еще в барнаульском аэропорту. Ранним утром в городе было +7°, а к полудню потеплело до +25°. В горах температурные контрасты усугубились: лишь только солнце скрывалось за темными склонами, в долину спускались неумолимые духи холода. Майка и шорты моментально сменялись на свитер и пуховик. Мы с Танькой спали в шапках и даже пару раз брали с собой в палатку лучшего друга туриста, пластиковую бутылку с горячей водой. Хотя некоторые йоги, особо устойчивые к холоду, ночевали в спальниках под открытым небом. Гвозди бы делать из этих людей. Неудивительно, что каждая утренняя тренировка начиналась с разогревающего дыхания: теперь я хорошо знаю, что такое капалабхати и бхастрика. Еще я узнала, что лучший согревающий напиток в горах - чай с имбирем, мускатным орехом и красным перцем. Все эти пряные специи засыпались в котелок щедрой рукой хрупкой девушки Светы, знатока аюрведической кулинарии. Если пить такой чай после каши из перловки, в которую добавлены примерно те же ингредиенты, становится необычайно тепло и весело и хочется совершить какой-нибудь подвиг.

Небольшие приключения для укрепления духа

Как известно, приключения составляют обязательную часть всякого хорошего путешествия. Приятно бывает поболтать о них с друзьями за чашкой чая или рассказать ошеломленным коллегам, просидевшим отпуск на пляже или в обнимку с компьютером. Не обошлось без казусов и у нас. Было так: чтобы не тащить на собственных спинах рис, овсянку и альпснаряжение, решили положить груз на лошадей. Подъем по узким и извилистым горным тропам вызвал у навьюченных животных протест. Некоторые из них свалились под откос вместе с тюками и рюкзаками. К счастью, никто при этом серьезно не пострадал, все обернулось маршброском для поиска и переноски вещей и лишним днем стоянки. Но так как было непонятно, что из запасов продовольствия безвозвратно утрачено в пропасти, решили на всякий случай есть поменьше. На обед каждый получал две сушки, пять орехов, кусочек сыра и три кураги. Еще ели бруснику и варили компот из жимолости. Лично мне это так понравилось, что я продолжаю практиковать подобное на работе, разве что вместо жимолости биойогуртом себя изредка побалую. От этого чувствуешь себя легко и бодро. Рекомендую всем. Еще благодаря происшествию с лошадьми наша группа пополнилась новым участником. Уже упомянутый автостопщик по имени Олег, отправившийся в горы без палатки, обрел в нашем лагере кров и пищу. Он много рассказывал о своих приключениях и с выражением читал нам у костра отрывки из «Бхагавадгиты».

Еще мы ходили смотреть Мастер-камень и семь горных озер. Мастер-камень лежит на берегу реки Ярлу, занимает по площади не меньше 10 квадратных метров и считается священным. На камне изображен «рериховский флаг», окружность с тремя красными точками, а неподалеку можно встретить одухотворенных почитателей семейства Рерихов. Долина семи озер располагается неподалеку. Все озера дивной красоты и разного цвета из-за различного состава дна: черное, серо-желтое, голубое… Между прочим, купание в воде горного озера температурой около +5° хорошо снимает усталость после утомительного подъема. На обратном пути, чтобы сэкономить время, дружно решили перейти вброд Аккемское озеро (те же +5°), образованное из подтаявших ледников Белухи. Двадцать загорелых девушек и юношей спортивного вида, задрав штаны, радовались как дети, шустро перебегая с отмели на отмель. На мой взгляд, никакие городские развлечения не могут сравниться с таким времяпрепровождением. Энергетический подъем и здоровый блеск в глазах после похода по Горному Алтаю вам точно обеспечены!

Несколько советов путешествующим на Алтай впервые

Перед походом на Алтай стоит запастись непромокаемым костюмом, да и резиновые сапоги могут пригодиться. Могут быть затяжные дожди. Также обязательно берите с собой теплые вещи, ночью очень холодно.

В августе в горах много различных вкусных ягод: брусники, черники, смородины, жимолости. Среди грибов мне попадались маслята и моховики. Из мира насекомых встречаются довольно противные мошки, от укусов которых может раздуть половину лица. Из животных видели сусликов и бурундуков, но, как уверяют знающие люди, можно встретить и медведя. В этом случае рекомендуют вести себя тихо, а если зверь не уйдет сам, можете попробовать убежать от него под горку наискосок или испугать громким звуком.

Местные жители могут быть задиристы, но в целом отходчивы. К природным красотам они привыкли с малых лет, населения в поселках немного, поэтому общение с туристами - одно из основных развлечений для молодежи. Если у вас нет намерения «почесать» кулаки, стоит спокойно реагировать на возможные недоразумения.

Расстояния от крупных городов до основных «туристических» мест немалые (от 500 км), транспорт в виде автобусов ходит не везде, услуги водителей-частников стоят порядка 6 рублей за километр. Поставить палатку на ночь на турбазе - 25 рублей, столько же стоит попариться в бане. Цены на продукты московские. А больше деньги тратить и не на что. Воздух, горы и адреналин - бесплатно!

История йоги

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал.[13] Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы

«Риг-веде».[11] Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.).[14] В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде»,[14] — одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимом раджа-йога с целью отличить её от других, более поздних школ.