9 октября 2011

Тайцзицюань в Потоке Странствий

Тайцзицюань семьи Чэнь – это яркая жемчужина в сокровищнице боевых искусств Китая, один из особенных видов традиционной физической культуры. Это боевое искусство базируется на учении инь-ян, на учении традиционной китайской медицины о меридианах цзинло; в тренировках хорошо сочетаются боевое применение, оздоровление и эстетика.
Три основных аспекта тренировок тайцзицюань – это тренировки таолу (формальной последовательности движений и поз), тренировки туйшоу (парная работа, толчки руками), тренировки даньши (отработка отдельных поз и движений из таолу в режиме выброса силы). Есть также большое количество упражнений для развития суставов, сухожилий, связок, укрепления мышечного каркаса, увеличения силы.

Характерные особенности и основная суть формы Тайцзицюань (таолу) выражаются в нескольких важнейших аспектах:

  1. Сохранение собственного равновесия и нарушение равновесия противника, что является первым условием победы над противником.

  2. Гармония симметричности, принцип наполненности, что предполагает постоянную целостность и гармоничное единство всех объектов в окружающем мире. В форме есть мягкость и жесткость, раскрытие и сжатие, легкость и погруженность, целый ряд других симметрий. Равновесие и гармоничность являются ее внутренним содержанием, а скручивание шунь-ни (скручивание рук, ног, корпуса вокруг своей оси), движения по спиральным траекториям являются ее внешним проявлением.

  3. Во всех движениях есть усилие скручивания, все движения идут не по прямой линии, а по дуге или спирали, при этом осью, стержнем является поясница.

  4. Сгибание и складывание в груди и пояснице вместе с внутренним движением даньтянь (место зарождения и управления ци). Основная специфика внутренней работы - нейгун - заключается в погружении ци (тончайшая внутренняя форма энергетической материи) в даньтянь, внутреннем вращении даньтянь, что внешне выражается в виде сгибания и складывания груди и поясницы, пронизанности сочленений, движении по спирали.

  5. Взаимная поддержка мягкого и жесткого, раскрепощенность, живость, упругость и встряхивание. С точки зрения боевого применения, идущее по спиральной траектории раскрепощенное живое упругое встряхивающее усилие гораздо сильней и эффективней жесткой и грубой силы, идущей по прямой линии.

  6. Смена быстрого и медленного, ритмичность и отчетливость.

  7. Придача особого значения дыханию, работе внутренней энергии ци. Во взаимной координации дыхания, движения и выброса силы используется дыхательный метод циркуляции раскрытия-сжатия, объединяющий в себе дыхание даньтянь, дыхание легких и дыхание тела, что позволяет прекрасно сочетать внутреннюю и внешнюю работу в тайцзицюань.

  8. Боевая направленность, разъяснение практического применения поз. Абсолютно все движения, и большие и малые, содержат боевое применение, все части тела используются как ударные поверхности, обладают четкой боевой функцией.

  9. Красота форм. Выполнение формы (таолу) – не только тренировка боевого искусства: происходит также этическое и моральное очищение, укрепляются не только мышцы, пробуждается также и сила духа. После выполнения формы возникает ощущение удобства во всем теле, ощущение хорошо выполненного дела, наполненности силой и энергией, ход мыслей становится живым и точным, на весь оставшийся день остается чувство одухотворенности и наполненности неиссякающей силой.